Многие слышали про то, что когда-то в киевском и полтавском музеях авиации были такие акции, как мойка выставленных в музеях экспонатов, т.е. самолетов. Уверен, далеко не каждый может сказать, что собственноручно мыл самолет, а тем более, когда самолет не просто двух- трех-местный самолетик, а Ту-154. Пригласил нас, участников клуба AutoTeam, директор киевского музея, Юрий Кашафович Зиатдинов, после того, как мы отмыли стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 в Полтавском музее стратегической авиации.
Стр. 1, Стр. 2, Стр. 3, Стр. 4, Стр. 5, Стр. 6, Стр. 7, Стр. 8, Стр. 9, Стр. 10
Сразу оговорюсь:
Ночью музей охраняется как охранниками, так и собаками, потому ночью мы передвигались по музею в сопровождении работников. Некоторые фотографии закрытых к просмотру экспонатов были сделаны под надзором и с разрешения охраны музея. Не рекомендую пробираться в музей в нерабочее время и лазить внутри экспонатов, т.к. в лучшем случае вас могут найти сотрудники охраны, а в худшем случае можете получить травму по неосторожности. Считайте, что я вас предупредил! Но вернемся к рассказу.
В Киевский музей авиации мы приехали в пятницу вечером, с настроем на то, что уедем в воскресенье. Приехали затемно, потому сразу начали обустраивать ночлег.
После установки самого необходимого — палаток, продолжили установку не менее стратегического строения — шатра, под которым и прятались от дождя почти всю ночь. Процесс установки шатра был весьма занятен, т.к. никто из нас ранее такую палатку не ставил. Оказалось, что 7 человек — мало для установки столь простой быстросборной конструкции…
Вся фишка в том, что когда где-то что-то крепится, с другой стороны что-то отскакивает.
На следующий день, в 9 утра, мы были готовы к работе (и это не смотря на то, что мы легли спать далеко после 4-х утра).
Для мойки нам предоставили самолет легендарный Ту-154, к которому предварительно подвезли вертолетный бак, заполненный водой. Чуть позже мы переключились на автоцистерну. Итого за 8 часов активной работы было израсходовано 5 кубометров воды, проще говоря 5 тонн… И это всего на один самолет и то примерно на 85-90% его поверхности, до оставшихся поверхностей мы просто не достали — попробуйте достать до верхней части хвостового оперения Ту-154, верхняя часть которого чуть больше 11 метров, а это выше 4-го этажа!
Вода есть, но, чтобы использовать мойки высокого давления, нам нужно еще и электричество. На аэродроме есть специальные силовые точки, с которых можно получить вожделенный ресурс, но т.к. это аэродром, то не надейтесь, что там будет простая розетка на 220В, пришлось использовать хитрый переходник, но мы получили всего одну розетку.
Нашли тройник, точнее удлинитель с тройником, но он не был рассчитан на большой ток, потому две мойки не могли работать одновременно — одна мойка работает нормально, но когда включается вторая, то на обоих вода течет чуть-ли не самотеком, но никак не под большим давлением. Потому пришлось работать по очереди — пока один пользователь мойки наливает на самолет мыло или его смывает, второй человек обтирает самолет шваброй. Практика мойки самолетов в Полтавском музее авиации показала, что одной только мойки высокого давления недостаточно, а надо еще и руками работать — грязь, пыль и плесень въедаются в краску так, что бесконтактным типом мойки смывается только незначительная часть грязи и в дело вступают губки, мочалки, швабры и тряпки. Да что тут говорить — техника мойки самолета аналогичная, как при мойке обычной машины, только до самолета добраться еще надо, да и площадь омываемая в разы больше. Хотя и без рукоприкладства самолет становился чище (справа — уже обработанная часть, слева видны очаги грязи и плесени).
К нам присоединились и коренные киевляне — Praskoviy, в то время участник клуба Chevrolet Aveo. Приехал он с ребенком, который также рвался активно помогать нам, но из-за высокой отдачи пистолета мойки, папе пришлось придерживать сына.
Правда чуть позже у ребенка пистолет забрали и реакция была вполне ожидаемой.
Дождливая погода нас сначала немного расстроила, но, как потом мы поняли, такая погода пошла нам на пользу — дождь не давал предварительно намоченным местам самолетов высыхать и грязь не застывала по-новой, как это было в жаркие дни, когда мы мыли Ту-160 в Полтаве.
Классно! Есть что рассказать друзьям, а особенно полезно это для ребенка ))) Именно в таких делах зарождаются детские мечты ))